В небольшой Чехии «конных» мест очень много. Но крошечный городок Хлумец-над-Цидлиной имеет в их ряду особое значение. Его история связана с фамилией Кинских - потомственных коннозаводчиков, организаторов Большого Пардубицкого стипль-чеза и создателей своей собственной породы лошадей. Лошади Кинских всегда были гордостью чешского коневодства, к тому же они в буквальном смысле были золотыми - по масти.
«Увидите указатель перед въездом в Хлумец-над-Цидлиной, а оттуда буквально пара километров по плохой дороге», - так нам объяснили, как проехать в завод. Поворот мы все-таки проскочили, но это оказалось к лучшему - в Хлумце мы увидели старинную резиденцию Кинских, великолепный дворец в стиле барокко. В 1723 году в нем останавливался император Карл VI, и в честь этого события дворец получил название «Карлова корона». «Плохая дорога» отличалась от шоссе разве что меньшей шириной и довольно быстро привела нас к окруженной пастбищами конюшне - заводу «Эквус Кински». По сравнению с «Карловой короной» конный завод выглядит довольно скромно, но ведь именно на этих лугах более полутора веков назад началась современная история «живого золота» Кинских, одной из самых необычных пород Богемии.
Мы нагрянули без предупреждения, но тем не менее прием ждал теплый и дружеский, как, впрочем, и в других точках нашего чешского маршрута. Для многих конников Чехии Россия по-прежнему в первую очередь родина Владимира Прахова и других героев Пардубицкого стипль-чеза, страна, где живут старые друзья, каждый из которых, как известно, лучше двух новых.
Итак, вот они, лошади, выведенные несколькими поколениями графов Кинских. Сегодня это прославленные спортивные бойцы, но все же главная их отличительная особенность, своеобразная визитная карточка - «золотая» масть, буланая («плава», то есть поло'вая) или соловая («изабелла»). Правда, на поверку оттенок масти большинства кинских лошадей оказался несколько тусклее золотого блеска шерсти наших ахалтекинцев, да и далеко не все представители породы имеют соловую или буланую масть: в пестром табуне были и гнедые, и рыжие, и даже серые лошади. Как говорят здесь, «не все «золотые» лошади - кинские, и не все кинские - «золотые». И дело не только в том, что в породе приходится сочетать необычную окраску с соответствием высоким спортивным стандартам. Появление «обычных» мастей в потомстве от спаривания между собой соловых и буланых лошадей неизбежно - таковы законы генетики.
О волчьих зубах и Изабелле Кастильской
Все лошади из завода «Эквус Кински» имеют на левом бедре тавро в виде герба с короной, на котором изображены три изогнутых «язычка». Эти три завиточка обозначают волчьи зубы, и с ними связана романтическая легенда, которой уже больше тысячи лет. Как-то раз королевская дочь со своей свитой охотилась в лесу, как вдруг на нее напали волки. Вся свита в страхе разбежалась - за исключением одного юноши, который, естественно, и спас принцессу, убив при этом трех волков. За этот подвиг король произвел храброго юношу в рыцари и дал ему герб с изображением трех волчьих клыков. По легенде, так начинается история рода Кинских, одного из древнейших и знатнейших в Богемии.
Легенды легендами, а первые письменные упоминания о Кинских датируются 1237 годом. Кстати, «лошадиная» фамилия на поверку оказывается результатом недоразумения: изначально она звучала «Вхинские». В 1628 году Кинские получили графский титул, а в 1747 году стали князьями. О могуществе и великолепии рода Кинских свидетельствуют их многочисленные резиденции, в том числе дворцы постройки XVIII века в Праге и Вене.
Уже в Средневековье Кинские прославились как коневоды. В их заводе выращивались превосходные лошади как для карет, так и под верх, и уже тогда этих лошадей отличали «золотые» масти. В 1723 году Кинские получили задание снабжать своими лошадьми армию и сельское хозяйство от самого австрийского императора (тогда Чехия входила в состав Австрийской империи). Во время семилетней войны с Пруссией императрица Мария-Терезия снова обратилась к Кинским за ремонтом для своей кавалерии. «Золотые» кони вносили приятное разнообразие в преимущественно гнедые ряды австрийской конницы.
Экзотические соловые, буланые, чубарые, пегие выезды и верховые лошади были очень популярны в XVI-XVIII веках. Чешское название соловой масти возвращает нас к временам появления этой моды: среди европейской знати увлечение «золотыми» лошадьми началось с испанской королевы Изабеллы. Однако Кинские остались верны своим «фамильным цветам» и после того, как эта мода прошла. Княжна Лихтенштейн-Кинская произвела настоящий фурор, явившись на Венский конгресс в карете, запряженной великолепной шестеркой «золотых» лошадей собственного завода.
Порода графа Октавиана
Однако формирование породы Кинских в ее современном виде происходило в основном в XIX веке и связано с именем Октавиана Кинского, в истории чешского коневодства и конного спорта фигуры очень заметной. Достаточно сказать, что граф Октавиан стоял у истоков Большого Пардубицкого стипль-чеза.
Октавиан Кинский родился в 1813 году, и при нем происходило распространение по Европе английских традиций, особенно усилившееся в результате победы над Наполеоном. Не осталось в стороне и коневодство: английская чистокровная лошадь окончательно завоевала всеобщее признание. Однако граф и сам был большим поклонником английской лошади, скачек и охот, фактически он стал главным пропагандистом этого спорта в Богемии. Значительно улучшив производящий состав старого завода Кинских в Оборе, в 1832 году он основал существующий и ныне конный завод «Остров», завел для своих лошадей племенную книгу. Октавиан Кинский хотел получить хорошую лошадь в типе гунтера и завез для этого из Англии первоклассных жеребцов и кобыл. Правда, чистокровные лошади попадали в завод и раньше: другой граф Кинский, предок Октавиана, в 1776 году специально за ними ездил в Англию.
Октавиан Кинский привез из Туманного Альбиона не только лошадей, но и гончих. В 1836 году он организовал первую в Богемии парфорсную охоту по английскому образцу, а в 1848 году - первый стипль-чез. Начинание Октавиана продолжил его наследник Зденко Кинский, большой поклонник скачек: он известен как победитель Большого Ливерпульского стипль-чеза. Зденко и Октавиан Кинские решили создать в родном Пардубице свою стипльчезную трассу, и в 1874 году их усилия увенчались появлением Большого Пардубицкого стипль-чеза, одного из сложнейших в мире.
«Фамильное» увлечение дало хорош ий стимул совершенствованию породы. В 1883 году героиней Большого Ливерпульского стала «кинская» кобыла Зедона, на которой с победой финишировал граф Карел Кинский. А в «родном» Большом Пардубицком приходили первыми пять лошадей завода Кинских (жеребец Мадьярад даже дважды - в 1897 и 1900 годах). Одна из самых примечательных побед была одержана в 1937 году «золотой» кобылой Нормой под седлом графини Латы Брандисловой - тогда в первый раз победа в этом сложнейшем испытании досталась женщине.
Век двадцать первый
В послевоенной социалистической Чехословакии все поместья Кинских были национализированы. «Графская» порода оказалась в опале - значительная часть производящего состава завода была распродана или скрещивалась с чешскими полукровными лошадьми. Но после «бархатной революции» супругам Петру и Либуше Пулпановым, выкупившим лошадей, удалось восстановить завод, и сегодня они - главные хранители и владельцы уникального поголовья. Супруги Пулпановы не только заводчики, но и талантливые спортсмены.
«Кинские» лошади достаточно крупные (160-170 см в холке), с небольшой легкой головой, длинной прямой шеей, мощными рычагами. Они воплощают тип полукровной спортивной лошади и отличаются хорошими движениями и прекрасным характером. Благодаря своей привлекательной внешности «золотые» кони популярны не только у спортсменов, но и у любителей как лошади хобби-класса.
Сегодня в заводе «Эквус Кински» стоят более семидесяти лошадей, в том числе около двадцати кобыл и пять лицензированных жеребцов. Трое из них - «золотые»: это соловые Черванек, великопольский Бурбон и испытанный конкурный «спец» Полемик, а дополняют компанию «черный рыцарь» Алмхирт Хлумецкий и гнедой Даф Ондраш, на счету которого три победы на чемпионате Чешской Республики по выездке и успешные выступления на международных соревнованиях в Познани (Польша). Так что графское золото - не только цвет шерсти, но и золото медалей. Ведь представители породы отличились даже в таком молодом направлении конного спорта, как езда в стиле «вестерн», - Либуша Пулпанова стала абсолютной чемпионкой Чехии на соловом мерине Гранде Кинском.
Лошади из «Эквус Кински» выставлялись в Берлине, Гамбурге и на крупнейшей конной выставке «Эквитана». Однако за пределами своей родины эта порода пока экзотика. Богемское четвероногое «золото», как истинно благородный металл, вещь редкая, общая численность «кинских» лошадей не превышает тысячи. Тем не менее «золотые» лошади уже появились в Германии, Великобритании и США. Лошадей приобретают немцы, швейцарцы, голландцы, бельгийцы, англичане. Существует и официальный клуб любителей породы Кинских.
А в 1995 году в бывшее поместье Кинских вернулась и конная охота. Традиции этого благородного спорта, столь почитаемого в Чехии и любимого графами Кинскими, прервались с началом Второй Мировой войны, и только десять лет назад вновь организованное Чешское общество парфорсных охот восстановило их. Сегодня под стенами «Карловой короны» снова можно услышать лай гончих...
...Наступило время обеда, и пестрый табунок молодняка, вернувшийся с пастбища, заполонил уютный заводской двор и долго растекался по конюшням. Две шалуньи, соловая и гнедая, как будто нечаянно забрели на крыльцо и стали сосредоточенно изучать украшавшие его цветы в горшках. Настоящая деревенская идиллия... К этому моменту во дворе собралось несколько посетителей. Сюда едут, порой издалека, чтобы прикоснуться к истории и чтобы увидеть ослепительный блеск живого золота на точеных телах этих солнечных коней.