Шорно-седельное дело — далеко не простое. Оно требует определенного профессионализма, больших затрат труда при ручной работе и, главное, наличия необходимых материалов — кож, войлока, тканей, фурнитуры.
Узду (рис. а) изготовляют, как правило, неразборной из тесьмы или ремней, которые сшивают на машине или соединяют так называемым узловым способом. Если сыромятные ремни тоньше 2 мм, то их для прочности сострачивают на машине.
Сначала прострачивают намордный (4) и налобный (3) ремни, а затем щечный (2) и суголовный (1). При сострачивании щечного и суголовного ремней все детали узды соединяют следующим образом.
В пробитое отверстие тонкого конца щечного ремня (2) вводят пряжку (10). Концы ремня загибают на 45 мм — сначала подстрочный, а затем лицевой. С одной стороны накладывают деталь неподвижной шлевки ())) и прострачивают до места соединения ремня. Затем в поперечном направлении вкладывают налобный ремень (3) и прострачивают до места отметки намордного ремня (4). После этого щечный ремень продевают в кольцо барашка (7) для удила (5) и оба его конца загибают не 90 мм, одновременно вкладывают конец намордного ремня (4), загибают за лицевой ремень щечного ремня и все вместе прострачивают. Петлю для конца барашка вставляют незашитой на 40—45 мм. Такой же шов (прострочка) прокладывают по тому же щечному ремню в обратную сторону — параллельно первой строчке в направлении от барашка к пряжке по линии дорожки вплоть до места неподвижной шлевки (11). Вторую сторону неподвижной шлевки вместе со щечным ремнем зашивают вручную.
Строчка суголовного ремня (1) и соединение его с налобным (3) и подбородным (продолжение налобного) в основном аналогичны строчке щечного ремня. Тонкий конец суголовного ремня продевают за кольцо (6) удила так же, как щечный за кольцо барашка (7). Концы лицевого и подстрочного ремней загибают на 180 мм и на конце оставляют петли длиной 90 мм.
При прострачивании подстрочки к налобному ремню (3) в тонкий конец его одновременно вкладывают пряжку (10). После прострочки на налобный ремень надевают подвижную шлевку (11). В таком виде его сострачивают с суголовным и щечным ремнями.
При отсутствии швейной машинки узду можно изготовить вручную вышеназванным узловым способом (рис. б). При этом в местах соединения щечного и суголовного ремней вручную или механическим способом делают две прорези длиной 20 мм. Сквозь прорези продевают готовые намордный и щечный ремни. В центре соединения ремней прямым шорным шилом прокалывают отверстие и в него вдевают заостренный конец сыромятной сшивки (шириной 9 мм), на противоположном конце которой имеется отверстие (петля), проколотое тем же шилом.
Продетый конец сшивки задевают за эту петлю и затягивают на угол соединяемых деталей. В то же отверстие заостренный конец сшивки продевают вторично и перехватывают через второй, третий и четвертый углы соединений. Таким образом получается крестообразный узел. Завязку узла осуществляют на обратной стороне узды путем двойного перехвата той же сшивкой. После этого узел расправляют, расколачивают, придавая ему окончательную форму.
Аналогичным способом изготавливают другие элементы упряжи — шлеи, шорки, недоуздки, нашильники, нагрудники, а для верховых лошадей — также нагрудники и подхвостники (пахвы).
Для изготовления шорных изделий в хозяйстве необходимо иметь мастерскую, где должны быть следующие инструменты: клещи (некли), шорные ножи, шорные и обойные молотки, шилья (прямые, круглые, прямые граненые, прямые с отверстиями и кривые граненые). Также необходимо иметь набор плоскогубцев, клещей, сваек (прямых и изогнутых), то есть деревянных шил, для затягивания узлов и затращивания (сращивания) веревок, рулетку-ленту, острогубцы, рашпиль, ножницы, отвертку. Кроме того, в шорной мастерской должен быть запас дратвы разных размеров и сыромятных сшивок.
В ременных деталях, где скрепление требует наибольшей прочности, для этого употребляют сыромятные сшивки. Перед работой сшивку на одном конце заостряют и продевают, как иголку, в отверстия, проколотые граненым шилом. Заостряют, как правило, более твердый конец сшивки. Важно следить, чтобы при скреплении сшивка ложилась плоско и не перекручивалась. Концы сшиваемых ремней должны быть сведены на нет, а проколы шилом следует делать не вдоль или поперек ремня, а наискось — под углом в 45°.

Б. ОЛЕГОВ